ПОД ЗАНАВЕС
Быть может, тем и увлекает с неодолимой силой зимняя рыбалка, что самое лучшее выдает любителю в начале и в конце сезона. В ноябре, по тонкому льду, рискуя подчас принять холодную купель, блеснильщик и мормышечник ползком выбираются на самые глубокие места водоема и удивляют уловами даже бывалых доночников. Вы, безусловно, заметили, что в магазинах сотнями километров лежат нетронутые рулоны пыльной жилки, пригодной для донок и, шаром покати, не найдешь тончайшей лески для зимней удочки. Это убедительное доказательство популярности подледного лова.
Апрель – последний месяц зимней рыбалки. Кажется, на верную гибель идет накануне Первого мая отчаянный мормышечник, по жердям и веткам выбираясь на хрупкий лед. Но не было еще, ни разу случая с трагическим исходом: рыболов возвращается вечером на землю румяным, загорелым и до предела довольным. Смею заверить, что опасность рыбалки на весеннем льду, которой устрашают начинающих осторожные авторы популярных наставлений и календарей, сильно преувеличена. Лед, действительно, немного отошел от берега. Но нет ничего проще, перейти на него по сооруженному из веток или досок настилу. А на середине водоема еще хоть на автомобиле катайся.
Об окуне, радовавшем впечатлительную душу рыболова всю зиму, говорить не приходится – берет он в апреле с утроенным усердием, причем, иногда с таким, что ни жилка, ни мормышка его не держат. Надо только знать заветное, богатое окунем место, невдалеке от хорошей дороги, поскольку ко многим «уловистым» водоемам добраться в апреле просто невозможно. В апреле отлично ловятся елец, ерш, пескарь. А какую сорогу можно выудить на глубокой речной яме с тихим течением на мотыля, опарыша или лучше – на маленький кусочек теста, насаженный прямо на мормышку. Однажды встретил я рыболова, вытаскивающего из лунки сразу по три-четыре рыбины. На леске у него было несколько крючков и мормышек. И вот на нижнюю брал окунь, на вторую снизу – сорога, на следующую – елец, а на верхнюю – снова окунь, только помельче. Такая универсальная снасть настоящему любителю, конечно, ни к чему. Но пример этот говорит о том, что рыба, самая разная, берет в апреле на любой глубине, на любую снасть и насадку. Удивительно, но факт: на глубоких местах в апреле начинает хватать среди бела дня блесну даже ленивый, подслеповатый налим. А ночью он, само собой разумеется, вдесятеро активнее и прибирает любую наживку. Так что не забудьте, отправляясь на ночлег, поставить на яме несколько жерличек с налимьим деликатесом – мелким шустрым ершом на крючке.
В апреле выходит на промысел оголодавшая щука. Бывает так: вдруг как рукой отрежет клев на хорошей уловистой лунке. Вытащите мормышку и опустите белую крупную блесну. Очень часто сразу же ударит по ней кто-то и потащит рывками в сторону. Это она, зубастая. Не давайте ей ходу, ни на секунду не ослабляйте леску. А на язя и крупного окуня нужна блесна желтая и помельче. С особым удовольствием берут они блесну, если на крючок насажена мелкая рыбешка. Беда в том, что почти невозможно поймать в это время года малька.
В апреле иногда трудно бывает сказать, на что лучше берет – на мормышку или зимнюю поплавочную снасть. Очень часто поплавочник, устроившись на яме, едва успевает вытаскивать наседающую на него бель – сорогу и ельца. А мормышечник довольствуется редкими поклевками мелкого окуня и ерша. Но бывает и наоборот. В конце апреля в устьях ручьев, впадающих в реки и озера, образуются большие полыньи открытой воды. И сразу же, откуда ни возьмись, появляются на берегу, поплевывая на мерзлого червяка, любители летней ловли с традиционными четырехметровыми удилищами. Клюет у них, правда, неважно, и, в основном, мелочь. А напротив, на белом ноздреватом льду, показывают под занавес своего сезона высокий класс и бесспорное преимущество мормышечники.
Но только похохатывают добродушные поплавочники над победными кличами преуспевающих соперников, с муками вылезших на лед в последний раз. У них – любителей перяного поплавка – все впереди, и не сегодня-завтра все реки и водоемы перейдут именно в их безраздельное владение.
ЛЕЖАЧИЙ НЕ ТОНЕТ
Апрельский лед не всегда надежен. Через всю его толщину протаивают прошлогодние водоросли и здесь, у травы, надо быть особенно осторожным. Если лед начинает шуршать под ногами, лучше не ходить по нему, а вернуться на более прочное место. По белому и сероватому льду ходить можно почти без опаски, синий пористый лед – крайне ненадежен.
Если все же вы попали в неприятную ситуацию, когда внезапно лед под вами оседает, а нога проваливается, ни в коем случае не пытайтесь оголдело бежать с опасного места. Падайте вперед или на бок. И затем, высвободив ногу, перекатывайтесь на безопасное место.